26 декабря 1919 г. был принят Декрет СНК РСФСР о ликвидации безграмотности среди населения. В 1920 г. СНК издал Декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности (ВЧК ликбез). Ликвидация неграмотности являлась одним из приоритетных направлений деятельности местных профорганизаций в 1920-1930-е гг.
Пункты ликбеза организовывались возле общежитий и квартир. Проекты ликвидации неграмотности реализовывались масштабно, с привлечением обществ «Долой неграмотность» (ОДН), членов Горсовета, кооперативов, работников просвещения, клубов, библиотек, которым вменялось в обязанность «отображать кампанию за учебу посредством плакатов, лозунгов». При проведении кампании по ликвидации неграмотности применялись методы соцсоревнования. Низовые профсоюзные организации обязывались предоставлять в Московский областной совет профсоюзов (МОСПС) материалы по ликвидации неграмотности. Безграмотность и отсталость расценивались как пособничество политическому врагу. Ликвидаторов и обучающихся обеспечивали продуктами и освобождали «от всякой иной общественной нагрузки». Для охвата неграмотных и малограмотных создавались ударные бригады обученных рабочих, организовывались детские комнаты для чад малограмотных работниц. Выпуски окончивших курсы предписывалось проводить торжественно, вручались соответствующие свидетельства об окончании курсов. Требовалось организовать показательные суды над лицами и организациями, недооценивающими политическое значение ликвидации неграмотности.
Из 18 миллионов неграмотных в СССР на Московскую область приходилось более 800 тысяч человек. Грамотность была наиболее распространена среди городских жителей-мужчин. Неграмотные за год обучения квалифицировались как малограмотные и отправлялись в школу малограмотных. Второй ступенью общего рабочего образования стала школа малограмотных, третьей - общеобразовательные предметные кружки. В кружке изучался, как правило, один предмет - русский язык, математика, физика, химия, черчение, технология, кооперация. Курсы работали 3-4 раза в неделю. Четвертой ступенью являлись курсы профдвижения, а пятой -рабочие университеты.
XVI съезд ВКП(б) объявил ликвидацию неграмотности боевой задачей партии, чтобы приобщить новых грамотных к социалистическому строительству. Так политика ликбеза получила поддержку на самом высоком политическом уровне. Все советские, кооперативные, профсоюзные и общественные организации обязывались принимать в этом активное участие.
Требование ликвидации неграмотности выдвигалось в контексте антирелигиозной кампании - отвержения «религиозных предрассудков». Однако нередко исполнителями боевой задачи партии становились «классово чуждые элементы» - дочери священников и помещиков. Случалось, что в избах-читальнях пели религиозные песни.

Постепенно уходя из сферы политической, профсоюзные организации в своей деятельности концентрировались на вопросах организации труда и быта людей. Для их решения ликвидация неграмотности имела немалое значение. Однако, не смотря на привлечение неграмотных трудящихся к учебе «хлебом и зрелищами» и запугивание наказаниями за отказ от обучения, такая политика далеко не всегда встречала понимание среди населения. Причины этого коренились не только в тяжелых материально-бытовых условиях, но и в чуждости идейных установок, на которых базировалась кампания по ликвидации неграмотности в 1920-е-1930-е гг., духовным ценностям народа. Не случайно, именно носители традиционного мировоззрения в лице представителей духовного и помещичьего сословия нередко находили большее признание обучаемых. Это осознавалось и представителями профдвижения, старавшимися отойти от агрессивной антирелигиозной пропаганды и использовать дореволюционный опыт распространения грамотности среди населения.

Единицы хранения

Документы